12.11.2014

Сюсюкание с ребенком: да или нет?

На какой мамский форум ни зайди – почти везде обсуждают проблему, нужно сюсюкать с ребенком или нет.
Чаще склоняются к тому, что нет, не нужно. Мол, говорить лучше на обычном языке, старательно избегая детских неологизмов.
Последние де – верный путь к логопедическим проблемам. И вообще Особенно часто жалуются на бабушек, которые якобы «перебарщивают» с таким общением.
Между тем, ученые уверены в том, что бабушки, которые говорят на так называемом baby talk, как раз ведут себя правильно.
С малышом до 2 (по некоторым данным, до 4) лет можно и нужно говорить на особом языке!
Более того, только очень старательная женщина может заставить себя побороть природный инстинкт и говорить с крохой, как со взрослым. Бабушкины «Ути, мой сладенький» и «Ну что, накушался, да?» – как бы не резали они вам слух – вполне естественны. Говоря так с дитятей, женщины старшего поколения вносят ценный вклад в формирование детской речи, психики и личности, в целом.

Сюсюкают все!

Удивительно, что все люди (независимо от того, какой язык их родной) на инстинктивном уровне стараются говорить с маленькими детьми иначе, не так, как друг с другом. Такая речь называется по-английски baby talk.
Конечно, слова baby talk, используемые в разных языках, отличаются. Но это уже филологические нюансы, а, по сути, феномен использования особой лексики и интонации при обращении к неговорящему ребенку есть во всех без исключения языках мира!
Одним из первых исследований, доказавших это, была работа Грэга Брайанта и Кларка Баррета из университета Калифорнии (результаты ее были опубликованы в 2007 году в Psychological Science). Они записывали отдельно голоса женщин, обращавшихся сначала к детям, а потом к взрослым. Затем записи давали послушать жителям эквадорской деревни, которые практически безошибочно определяли, кому именно была адресована речь (хотя смысл они не понимали).
Говоря с детьми, люди по всему миру искажают отдельные слова, становятся более многословными, говорят громче и пытаются с помощью уточнений как бы имитировать диалог с малышом.
Такая речь – форма игры, которая готовит неговорящего ребенка к общению с другими людьми. Поэтому утверждение о вреде сюсюкания равносильно тезису о вреде, например, ролевой игры.

Материнский мозг – другой:

Рождение ребенка делает женщину экстравертом
В мозге молодой матери особенно активно работают участки, ответственные за речь. Ее организм словно специально готовится к тому, чтобы общаться с малышом на совершенно ином уровне. К такому выводу в 2010 году пришли ученые, сопоставившие процессы работы мозга у бездетных мужчин и женщин и родителей, чьи дети еще не разговаривают. Для контроля в эксперименте также участвовали мамы и папы говорящих дошкольников.
Кроме того, оказалось, что в организме молодых мам активизируется выработка веществ, считающиеся «ответственными» за черты, которые свойственны экстравертам.
Авторы исследования предположили, что Природа таким образом сама заботиться о том, чтобы между мамой и малышом установился контакт. Изменения происходят на тонкой нейронном уровне, так что сама мать порой не замечает, что говорит с ребенком с элементами сюсюкания.

Baby talk: если ли толк?

Любопытные данные приводит американский исследователь Эрик Тиссен (исследование проводилось в 2005 году). Он продемонстрировал, что сюсюканье не только невредно и нравится детям, но еще и полезно для раннего развития.
В ходе проведенных Тиссеном экспериментов обнаружилось, что дети, с которыми время от времени сюсюкают, быстрее учат слова родного языка.
8-месячным малышам давали в течение 2 минут послушать быструю речь, состоящую из незнакомых слов. Те дети, которым включали запись с элементами baby talk, запоминали новые слова быстрее, чем те, кто слушал обычный взрослый монолог.
Эта уникальная особенность восприятия помогает запоминать слова иностранного языка, именно поэтому считается, что дети более способны к схватыванию чужой лексики, чем взрослые. Мультфильмы, песенки, диалоги в детских передачах для изучения иностранному языку, часто включают в себя нарочитые (иногда раздражающие взрослых) элементы baby talk. Однако, если включать ребенку обычные аудиозаписи, детского преимущества в запоминании новых слов может и не оказаться.

Откуда взялся миф о вреде сюсюканья?

Если ученые столь единодушны, почему тогда многие мамы (и не только в России!) твердо убеждены, что baby talk – прямой путь к логопедическим проблемам, речевым ошибкам и даже задержкам речевого развития?
Оказывается, большое влияние на умы до сих пор имеет книга философа и поэта Б. Ф. Скиннера, полагавшего, что любое обучение и развитие происходит только в результате некоего позитивного воздействия. Эта теория долгое время господствовала в педагогике, в том числе – в преподавании иностранного языка. Сейчас от этой концепции практически полностью отказались: современные исследователи исходят из того, что люди учат язык легко и естественно; в норме ребенок, погруженный в языковую среду, осваивает устную речь даже при отсутствии специального педагогического влияния извне.
Идеи Скиннера в области языковой педагогики начали критиковать довольно давно: даже современники считали, что его работе в этой области не хватает экспериментальных подтверждений.

Интересные факты

Baby talk на страже семейных традиций. Сюсюканье – эффективный способ передачи своеобразных «филологических» традиций. Во время такого общения с детьми часто возникают свои, особые словечки, не понятные другим людям, даже носителям того же языка. Это поддерживает общность и ощущение единства между членами одной семьи.
О чем говорят мужчины с детьми? Женщины и мужчины сюсюкают по-разному. В целом, женщины более способны к общению с детьми. Это доказывает и исследование мозга молодых матерей, о котором говорилось выше (у мужчин указанного изменений в отделах мозга, ответственных за речь, не происходит).Кроме того, проанализировав мужчин и женщин, филологи обнаружили, что представители сильного пола больше склонны уделять «обучать», объяснять, расширять представления об окружающем мире (даже когда речь идет о монологе, обращенном к совсем еще малышам). Женщины больше внимания уделяют форме речи, а не ее содержанию. Мужские фразы, в среднем, длиннее, чем женские. Кроме того, есть исследования, указывающие, что мамы говорят более внятно и отчетливо. Для женщины главное – говорить, звучать, для мужчины – объяснять и сообщать.
Чем “мужские” стихи для детей лучше “женских”? За счет своей тяги к объяснениям, мужчины сочиняют более интересные стихи для детей. Женщины, пишущие детские стихи, чаще используют стереотипы. Новизне идей они предпочитают легкость формы. Проще говоря, им лишь бы складно посюсюкать. Авторы-мужчины, наоборот, тяготеют к оригинальным сравнениям. Автор статьи «в детской литературе» Т. О. Гаврилова в числе других произведений для детей сравнила стихотворные азбуки, написанные женщиной и мужчиной, на предмет выбора иллюстраций к каждой букве. У женщины максимум экзотики – крокодил, у мужчины есть и страус, и стриж, и даже утконос (причем стихотворение описывает не привычные ассоциации, а происхождение животного).
Источники:
Т. О. Гаврилова. Амплификация как принцип построения текста на baby talk.
T. О. Гаврилова. Baby talk в детской литературе: к проблеме стереотипа (на материале литературных бестиариев)
http://www.sciencedaily.com/releases/2005/03/050329143741.htm
http://www.sciencedaily.com/releases/2007/08/070821112326.htm
http://www.psychologytoday.com/blog/child-myths/200909/more-talking-about-baby-talk
http://teechconsult.typepad.com/kids/2010/08/brain-research-on-the-importance-of-baby-talkmotherese.html
Оригинал статьи в блоге Оксаны Ермолаевой.

Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*