Что значит “от кутюр”?
Большинство терминов, относящихся к моде и швейному искусству, французского происхождения. Стаж Парижа как диктатора моды внушает уважение. Часто употребляемый термин haute couture (от кутюр) подразумевает французскую “высшую моду”, а в обиходе — швейное искусство высшего качества. Разумеется, “высшая мода” есть и в других странах, как, например, в Италии — alta moda (альта мода). Но уникальное творчество ведущих парижских салонов задает тон в международной моде. “От кутюр” — это также и отдельные уникальные модели, которые производятся в знаменитых салонах мод по заказу клиента.
Диор стал одним из тех, кто вернул послевоенному Парижу звание столицы мировой моды.
Также в ходу термин “pret-a-porter”. Перевод — “готовое для носки”. Модели одежды, входящие в эту группу, производятся большими партиями и продаются в маленьких магазинах, которые по-французски называются “boutique” (бутик). Принадлежат они салонам “высшей моды”, а также крупным универсальным магазинам. Разница в ценах между моделью “от кутюр” салона мод и “прет-а-порте” той же фирмы значительна. “Прет-а-порте” также называются модели одежды, создаваемые вне салонов мод для массового производства, которые раньше назывались “confection”, или готовое платье. Этому названию обычно соответствует та часть массовой продукции, в которой острее всего проявляется мода текущего момента и которая не производится огромными тиражами.
Понятие “от кутюр” появилось в середине XIX века, когда возникли первые салоны мод в сегодняшнем понимании и появились модельеры, часто окруженные мистическим ореолом. Несомненно, эти чародеи, создававшие шедевры из шелка, бархата, кружева и жемчуга, ориентировались, прежде всего, на высокопоставленных дам. Одной из самых ярких личностей эпохи кринолинов был англичанин Уорт, покоривший своими идеями парижское общество и даже Евгению, супругу Наполеона III, которая благодаря своим бессчетным туалетам вошла в историю моды.
Фантастические творения Уорта и его коллег котировались так высоко не только из-за дорогих материалов и великолепного исполнения. Самым важным было имя создателя, который, “подписывая” платье, делал его произведением искусства, а обладательница этого туалета обеспечивала себе высокое положение в обществе. В 1868 году был создан Парижский комитет Профсоюза швейной промышленности, который и сегодня объединяет самые видные салоны мод и фирмы Парижа и решает правовые вопросы, касающиеся моды. Но мода все еще не была признана равноправным искусством. Лишь в 1943 г. был издан закон, по которому модельеры получили равные права с деятелями литературы и искусства.
После Уорта знамя “высокой моды” перешло к другим модельерам. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы суметь отразить в одежде идеи своего времени, сформировать облик женщины (и мужчины) согласно своему идеалу. В начале XX века в декадентских салонах царствовал Пуаре. В его пламенных оранжевых и лиловых восточных эскизах проявлялись модернистская гибкость и драматизм.
Коко Шанель считала “маленькое черное платье” незаменимой деталью женского гардероба, а черный цвет сделала цветом роскоши и элегантности.
Почти полвека угадывала желания женщин легендарная Коко Шанель. В 20-е годы она одевала женщин в трикотажные пуловеры и кардиганы, украшала их фальшивыми драгоценностями, разрешала им носить платья из ситца, которые до этого носили лишь служанки. Предпочитая во всем простоту, Коко стала самой дорогой женщиной в мире.
В 30-е годы на арене “высокой моды” скрестили шпаги мадам Вионе и мадам Скиапарели. Первая пропагандировала крой платья по диагонали, вторая ввела квадратные плечи, которые в течение 15 лет считались обязательным элементом в одежде. Лишь в 1947 г. Кристиан Диор отказался от них, и этим вызвал настоящую революцию в моде. Силуэт, предложенный Диором, с подчеркнутой талией и длинной свободной юбкой, был диаметрально противоположен господствующему тогда короткому и угловатому силуэту и, очевидно, соответствовал послевоенным идеалам женщины. В 1955 году появилось сенсационное “робсак”, то есть платье-мешок. В 60-е годы наделала шума мини-юбка, которая в продолжение десяти лет задавала тон в моде. С мини-юбкой тесно связано имя Андре Куража. Архитектор по образованию, он и в одежду стремился внести конструктивные элементы, светлые тона, геометрические пропорции, веря, что он создает моду будущего. В 60-е и 70-е годы, без сомнения, наибольшим успехом пользуются модели Ива Сен-Лорана. В его коллекциях чувствуется влияние абстрактного искусства, ностальгического настроения, цыганской романтики и военной униформы. Но вместе с фантастикой он предлагает и классику.
Pages: 1 2