Влюбленные во многом похожи на наркоманов. Химические процессы, происходящие в их мозгу, стали предметом огромного количества исследований. Но что происходит, когда любовь оборачивается ненавистью?
Ревность — такая страсть, которая с рвением ищет то, что причиняет страдания. (Немецкая поговорка)
Женщина раскроила череп своему бывшему другу ударом тесака для разделки мяса. Два совместных года, чудесное время, проведенное вместе, но он разрушил все ее планы на будущее ради другой женщины. Убийство из страсти — подходящий мотив для детектива, но несколько тысяч раз в году этот сюжет воплощается не на экране, а в жизни. Тот, кто безгранично любит, способен и безгранично ненавидеть.
Нейропсихологи из Университета Рутгерса исследует химию страсти. Мозговое сканирование, анализ крови, опросы, опыты на животных и поведенческие исследования дали картину того, как страстная любовь выглядит на молекулярно-биологическом уровне, и позволили узнать, как из нее может возникнуть глубочайшая ненависть. Когда человек влюбляется, гормоны допамин и норадреналин в увеличенных количествах выбрасываются в определенные зоны головного мозга. Напротив, выработка серотинина замедляется. Именно этот результат ошеломил специалистов: ведь то же самое происходит при болезненной зависимости.
Зато психологи были удивлены открытием коллег намного меньше, потому что они уже давно знают, что у наркоманов и влюбленных проявляются схожие симптомы. И те, и другие нервничают и беспокоятся, их мысли постоянно вращаются вокруг одного и того же, снижается потребность во сне и еде. Но при этом один думает о героине или алкоголе, а другой — о неповторимом и единственном в своей жизни человеке.
Первая фаза свежей влюбленности протекает сравнительно медленно и длится несколько недель или месяцев. Затем отношения начинают развиваться быстрее, запускается их маятник, а между партнерами происходит распределение ролей. Оптимальным является стиль, подразумевающий доверие, терпимость и взаимное уважение. В это время успокаивается и возникший в голове химический беспорядок. Однако если такие доверительные отношения не выстраиваются, связь остается неуверенной и нестабильной, а у человека развивается зависимость. Неуверенность одного партнера приводит к желанию контролировать другого. У мужчин нервы сдают чаще. Мужчина уверен, что женщина постоянно должна быть досягаемой, она не должна больше встречаться с подругами и, тем более, с коллегами. Если же женщина прекращает отношения, мужчина чувствует и думает только одно: “Она не может этого сделать, кто ей позволил!” Он приходит в ярость, но, к счастью, немногие хватаются за нож. Чтобы человек зашел настолько далеко, необходимо, в первую очередь, одно важное условие: должны столкнуться два человека, одинаково неуверенные в своих отношениях. Бывают случаи, когда партнеры постоянно расстаются, но не могут разойтись и снова мирятся. По большому счету, они только осложняют жизнь друг другу, но не прекращают отношений.
Исследователи пролагают четкую грань между убийствами на почве страсти, совершенными мужчинами и женщинами. Мужчины убивают, потому что их бросают, для них это глубокое оскорбление, потеря власти. Женщины, напротив, убивают, потому что бывший партнер не оставляет их в покое. Они не видят другого способа избавиться от постоянных визитов, писем и телефонных звонков, и обрывают преследования кровью. Ревность у мужчин и женщин имеет разную направленность. Мужчина ревнует свою жену ко всему, что отвлекает ее внимание от него самого: к ее работе, к собственным детям, внукам и к другим мужчинам, прежде всего. А ревность женщины, если она еще не рассталась с партнером, направлена, как правило, на другую женщину и не затрагивает иных интересов мужа.
Что же провоцирует мужскую ревность? Оказывается, в основном извечное женское желание нравиться. Причем, всем! Мужчинами же именно это воспринимается как стремление женщины найти себе другого. Что, естественно, больно задевает самолюбие. Чем больше неуверен в себе мужчина, тем сильнее ревнует свою “половинку”. По этой причине иному мужу неприятно даже то, что женщина в компании друзей (или на работе) становится лидером. Умеет поспорить, умеет вызвать восхищение. На нее обрушивается шквал комплиментов, а он страдает. Чем эгоистичнее мужчина, тем сильнее ранит его ревность — это аксиома. Он начинает подсознательно искать свои изъяны. Доводит себя до “точки кипения”. Он даже мысли допустить не может, что его, такого замечательного, она может на кого-то променять. И лишь у одного из десяти мужчин измена жены связывается с собственным поведением, остальные думают о ее развратности.
Франсуа Ларошфуко еще в XVII веке утверждал, что в ревности только одна доля любви и девяносто девять долей самолюбия. Оноре де Бальзак полтора века спустя уточнил: “Ревность у мужчин складывается из эгоизма, доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох и раздраженного тщеславия”. Парадокс состоит в том, что нередко в семье ревнует именно тот из супругов, который сам в наибольшей степени склонен к нарушению супружеской верности. Польский писатель Станислав Вапняк писал: “Подозревать женщин в неверности нас заставляют не их измены, а наши собственные”.
Pages: 1 2
01.08.2014