21.09.2014

Обучая ребенка, вы даете ему крылья!

Представляем вашему вниманию интервью с Аленой Маньковской-  филологом английского и немецкого языков (ОНУ им Мечникова, РГФ), преподавателем иностранных языков, автором онлайн-курса “Английский с мамой” – увлекательных игровых уроков по обучению английскому малышей. Алена поделилась своим опытом и рассказала, почему так важно знакомить с иностранным языком малышей с самого раннего возраста, на что обратить внимание родителям, какие правила соблюдать в обучении малышей, и каких ошибок избегать.

Алена, расскажи, как ты решила стать педагогом, с чего началась твоя карьера?

Педагогом я решила стать не сразу. Вначале я долго выбирала, и в детском саду, как многие девочки в младенчестве хотела стать мамой. С упоением играла в куклы – кормила, спать укладывала, сказки рассказывала.
Став постарше, я решила стать врачом, и лечить людей. До восьмого класса так думала, пока сама не дошла до мысли, что крови боюсь. И при чужой боли не знаю, за что хвататься.
Потом я решила стать переводчиком или юристом. Иностранные языки была моя любовь с детства, а юридические дела нравились потому, как я всегда стремилась восстановить справедливость – защищать обиженных.
Так я подала документы сразу в два вуза. И в оба поступила. И началась нелегкая, но интересная студенческая жизнь. На стационаре – учила языки, а на заочном – осваивала азы права.
Основополагающим в своей карьере вижу именно образование. Я училась в обычной школе. Мама, увидев, что у меня отличные оценки по иностранному (французскому языку) и просто дикое желание к его изучению перевела меня в профильную гимназию, где я начала учить кроме французского английский и латынь. Мама нашла хороших репетиторов, которые помимо школьной программы учили и учили меня тому, что было для меня интересным. Новый язык – это как новые горизонты. Новый мир. Новое открытие. Это очень захватывает.

Как ты начала работать с детьми?

Когда я была в восьмом классе мамина подружка попросила помочь ее сыну с французским. Так я начала путь репетиторства. Вначале ко мне приводили детей маминых подруг. А потом по “сарафанному радио” информация распространялась, и я стала заниматься английским и французским и с друзьями друзей. Но это были в основном школьники и дошкольники 6-7 лет.
Занятия с малышами я начала осваивать позже. Когда мой сын появился в моей жизни. Маленький, крохотный, но такой любознательный!
Считаю, чтобы понять КАК нужно заниматься с малышами, нужно это прочувствовать, надо быть мамой. И учиться искать подход к своему ребенку. Не только в изучении иностранного языка. А вообще. Чувствовать и понимать ребенка. И давать ему новые знания. Открывать новые горизонты. Давать новые возможности.

С кем все-таки работать проще, а с кем интереснее – с детьми или со взрослыми?

Со взрослыми проще. Лично для меня. Я работала в пед.университете и мне эта работа нравилась. Но! С детишками – это принципиально другое! Это просто не сравнить! Когда видишь их горящие глазенки, просто растворяешься в игре и как будто в детство возвращаешься! Тут главное почувствовать себя ребенком и жить их жизнью! И когда вы видите результат – это просто срывает крышу от радости, и ты начинаешь искать новые идеи, новые совместные открытия!


Алена, твой курс по обучению детей языку рассчитан на малышей от 1,5 года. Почему ты считаешь, что изучать язык можно в столь юном возрасте, когда ребенок не овладел еще и родным языком?

Чем раньше вы начнете “играть” по-английски – тем лучше будет результат. Ребенок слушает и слышит всё, что происходит вокруг него. Он активный участник всего, что происходит вокруг него. Он не только видит, но и усваивает всё. И воспроизводит.
И чем богаче будет репертуар того, что он услышит, тем богаче будет внутренний мир ребенка. Вы ему откроете дверцу в мир нового и интересного языка. Ребенок в этом возрасте готов учиться буквально всему, что ему предлагают. Для него это несложный процесс, а увлекательное путешествие в мир нового и неизведанного.
Ваш ребенок не будет бояться нового, он не будет переводить , у него не будет психологического барьера в общении (как бывает у многих взрослых, которые изучают язык. Они его прекрасно знают, а общаться не могут). У вашего ребенка будет языковая догадка, и что самое важное – интерес к изучению нового языка!

У родителей есть опасения, что занимаясь с малышом английским с ранних лет, могут возникнуть проблемы в освоении родного – оно может затянуться, будут трудности в учебе. Какие у тебя мысли на этот счет?

А как же дети, которые не изучают иностранный язык и молчат до 3-4лет? Что им мешает? Я думаю, что причина в том, что есть дети-молчуны, которые пассивно накапливают информацию, а есть детишки-говоруны, которые любят выражаться вербально. Иностранный язык не мешает усваивать родной язык. Он просто дает возможность знать не один язык, а несколько. В Европе ВСЕ дети с рождения слышат несколько языков, и никто от этого глупее не становится.

Твой старший сын уже школьник. Есть ли у него какие-то отличия по сравнению со сверстниками, не изучавшими язык? Может быть, какие-то особенности в освоении чтения, письма?

Да, отличия есть. Он уже не изучает, а говорит на английском. И сейчас уже активно изучает немецкий (изучаем дома). На уроках ему не скучно, он осваивает навыки письма, основы грамматики. То, с чего начинает обучение стандартная методика наших школ. Учат набор правил, чтение и перевод. А мой сын при этом отлично говорит, и не чувствует барьера в общении. Это придает ему уверенности в своих силах.
Другие иностранные языки даются хорошо. Школа у нас украинская, а семья русскоязычная. Богдан знает русский, английский, украинский. И изучает немецкий. Мы планируем и дальше продолжать начатое. И достигать новых результатов.

А как у тебя обстоят дела с обучением английскому собственных детей? Вы продолжаете заниматься? Или познакомив малышей с азами языка, ты перестала с ними заниматься? Какие у них успехи? Есть чем гордиться?

Мы не останавливаемся. Но постоянно ищем что-то новое. Сейчас, например, мы творим новый проект «музыкальный английский», музыкальное развитие через английский. Это очень интересно!
Гордиться? Это не самоцель, я просто хочу, чтобы мои дети могли выразить свои мысли в незнакомой стране с незнакомыми людьми. И когда я вижу, как мой старший сын общается с носителем языка – я получаю от этого истинное удовольствие!

А вообще, если мама начала с ребенком заниматься языком, как долго ей продолжать? Вот она, допустим, изучила с ним не один обучающий курс, получила уже первые результаты, что ей делать дальше? Сделать паузу и пусть продолжает овладение языком уже в саду, школе? Или продолжать заниматься, читать книги, смотреть фильмы на английском?

Зависит от ребенка. Есть периоды активного усвоения информации – ваш ребенок будет просто требовать новых игр и «уроков», а есть период, когда надо дать передышку. Альтернатива – видео и аудио с носителями языка. Общения с носителями посредством интернета и скайпа – сейчас это все доступно и легко! Не надо делать принудиловку!

Какие трудности ожидают родителей, решивших обучать своих детей языку в раннем возрасте?

Самое главное – самоорганизация! Нужно настроиться на то, что нужно и самим учиться вместе с ребенком, самосовершенствоваться, не стоять на месте.

Бывают ли случаи, когда ребенку не стоит заниматься английским, есть ли какие-то противопоказания?

Если только у ребенка нет желания, тогда не стоит продолжать занятия. Причиной может быть то, что ребенку неинтересно сейчас именно этот вид деятельности, который предлагает мама или ему важнее, например, прогуляться на свежем воздухе, или поиграть с машинкой. Ребенок голоден, мокрый или хочет спать. Или наоборот чрезмерно активен. В таких случаях я советую отложить занятия.

Как дети воспринимают иностранный язык? Как малыши ведут себя на занятиях?

Если урок вовсе не урок, а просто игра – дети воспринимают с радостью. Маме нужно почувствовать себя ребенком, и играть вместе, а не учить его. Тогда ребенок чувствует себя «в своей тарелке» – комфортно и ему нравится усваивать новое.

При обучении языку, стоит ли подстраиваться под ребенка, его характер? Или лучше следовать инструкциям педагога. Ведь дети часто манипулируют родителями? Вот, например, мама решила позаниматься с малышом, а ребенок капризный, ему хочется побегать и пошуметь. Как маме лучше поступить в такой ситуации? Настоять на своем, или подчиниться ребенку? Как вообще понять, когда надо проявить строгость, а когда мягкость?

Нужно всегда подстраиваться под ребенка. Нужно учиться чувствовать его. А ход занятия можно подстроить под ребенка. Хочется бегать – давай побегаем, но под английскую песенку! Нужно проявить смекалку и посреди любого «отвлечения» ребенка можно ведь сказать, «Слушай, а к нам кто-то пришел!», «а у меня есть для тебя новая игра!» – обычно внимание ребенка легко переключить на что-то новое и интересное. У него срабатывает любопытство банальное. А дальше мама предлагает то, что задумала ранее.

Как все-таки лучше поступить маме, которая решила знакомить малыша с английским, но не уверена в своих силах? Пригласить специалиста для занятий с ребенком, показывать ему обучающее видео, или все-таки лучше самой заниматься, параллельно подтягивая свой уровень английского?

Я бы советовала начать с себя. И просто поиграть с ребенком в то, что нравится ему. Но по-английски. Темп выбрать тот, что удобен лично для этого ребенка и этой мамы. И результаты будут свои. И достижения.

Какие правила существуют при занятии языком с малышами от 1,5 года?

Не требовать, не ругать, не одергивать, не переводить, не спрашивать. Просто играть. Просто получать удовольствие.

А как оценивать результат от занятий? Ведь у малыша не возьмешь экзамен? Как маме оценить эффект от занятий иностранным языком? Через какое время, после начала занятий, ожидать первых результатов?

У каждого свои сроки. И свои результаты. Вначале мама получит пассивный словарный запас и выполнение того, что мама сказала – это уже результат! Ребенок понимает и делает! Далее ребенок будет говорить простые слова, затем больше и продуктивнее. Нужно просто терпение. Результат будет в любом случае!

Алена, какие у тебя сейчас планы? Над чем ты работаешь сейчас? Чего хочешь достичь?

Сейчас я работаю над новым проектом – «музыкальный английский», работаю в еврейском центре в дошкольниками и детском центре «Азбука». Осваиваю новые и интересные методики и самосовершенствуюсь. Недавно была на семинаре Валерии Мещеряковой, и начала работать по ее программе. Интересно.
С сыновьями – будем играть и учиться дальше!

Дай, пожалуйста, совет другим мамам, пожелание или напутствие.

Мне очень нравится фраза Холдинга Картера: “Мы оставляем своим детям в наследство только две вещи. Это – корни и крылья.” Я желаю вам дать детям крылья, открыть перед ними все дверцы в новый и неизведанный мир, пусть они найдут свой путь! Только надо дать им возможность попробовать!
Предлагаем Вам поиграть по-английски с ребенком и познакомить его с миром английского языка – примите участие в английской учебной неделе! Всю неделю вы будете получать готовые сценарии для обучающих и развивающих игр с вашим малышом! Узнать подробности и принять участие в английской неделе..
“Человек проживает столько жизней, сколько иностранных языков он знает.”

Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*