Как научить ребенка вежливости
Каждый родитель рано или поздно задается себе вопросом – как научить ребенка вежливости. В возрасте от 0 до 1,5 лет ребенок смотрит на своих родителей и пытается все за ними повторять. В этот период ребенок проходит огромный путь от крохотного несмышленыша до вполне разумного карапуза, который уже осваивает ходьбу и пытается общаться на своем языке с окружающими, стремится понять, что же происходит вокруг. От того, в какой атмосфере растет кроха, зависит очень многое: что он слышит от близких, как мама и папа общаются между собой, уважительно ли относятся друг к другу. Пока малыш только наблюдает, но первые зачатки вежливости закладываются в нем уже сейчас. Например, в семье, где родители обращаются друг к другу вежливо, используют слова «спасибо», «пожалуйста», «извини», «до свидания» и т.п., кроха с пеленок привыкает к уважительному стилю общения в семье. Как правило, в таких семьях родители выражают свое отношение к ребенку в семье через любовь, ласку, заботу, внимание, общаются с ним, используя вежливые слова. Малыш чутко улавливает интонацию речи, обращенной к нему, и настроение матери. Уже к году можно научить кроху прощаться, махая его ручкой и при этом говоря «До свидания». Вскоре малыш начнет махать ручкой и без напоминания, когда кто-нибудь будет уходить.
В возрасте от 1,5 до 3 лет в развитии малыша происходят большие перемены. Из молчуна малыш стремительно превращается в маленького говоруна. Он является теперь активным собеседником и рассказчиком. На этом этапе в лексиконе малыша появляются и первые вежливые слова. Обращаясь к крохе, нужно обязательно использовать «волшебные слова», тогда они довольно скоро появляются в его активной речи. Прежде всего, стоит обучить элементарным навыкам вежливости: здороваться и прощаться, благодарить «спасибо», вежливо просить «пожалуйста», просить прощения «извини». К концу третьего года жизни малыши уже самостоятельно могут произносить эти слова, понимать, в каких ситуациях их нужно употребить. На этом этапе ребенку необходимы Ваши подсказки и напоминания, но не резкие, а направляющие малыша в нужное русло. Обучение вежливым словам должно проходить очень естественно, в игровой форме. Читая практически любую сказку и обсуждая поступки главных героев, можно на понятных примерах учить его вежливости и терпимости. С утра не забывайте говорить друг другу:«Доброе утро» и пожелать «Спокойной ночи» перед сном. Обращайте внимание малыша на то, что нужно быть вежливым и по отношению к своим друзьям на прогулке, здороваться и прощаться со всеми детьми и взрослыми на детской площадке. Учите кроху не отнимать игрушку у другого ребенка, а вежливо попросить и, поиграв, обязательно вернуть и поблагодарить друга за доброту. Сначала все это должно проходить при вашем активном участии и превратиться в обязательный ритуал. Со временем малыш станет делать это самостоятельно.
В возрасте от 3 до 4 лет у ребенка наступает кризисный период. Родители трехлеток не понаслышке знают, что такое кризис трех лет. Прежде послушный кроха становится порой неуправляемым и капризным. С чем связаны эти перемены? На третьем году жизни ребенок учится отделять себя от взрослого, относится к себе как к самостоятельной личности. Именно в этом возрасте малыш перестает говорить о себе в третьем лице, а начинает употреблять местоимение «Я». Ребенок всеми средствами стремится действовать без помощи взрослых, полностью сравняться с ними, часто «нарывается на конфликт».
Для того, чтобы ребенок усвоил нормы культурного поведения, нужно всегда однозначно неодобрительно реагировать на плохое поведение, и непременно подкреплять похвалой вежливое и уважительное.
Чтобы быстрее и успешнее преодолеть кризис, взрослым стоит так перестраивать отношения с ребенком, чтобы в них было больше равноправия, представлять больше самостоятельности и свободы. Постепенно ребенок начинает ориентироваться в тех областях жизни, где он может выполнять что-либо самостоятельно, и где он еще нуждается в помощи родителей.
В возрасте от 4 до 5 лет ребенок берет на себя роль активного критика. В четыре года ребенок переходит на новый этап, становится все более смышленым, начинает рассуждать. Это касается и норм вежливого поведения. В вопросе «как научить ребенка вежливости» пример родителей по-прежнему остается ориентиром, а полученный опыт малыш проверяет на практике. Ребенок оценивает поведение других с точки зрения усвоенных эстетических норм. Но он часто не замечает, что сам не всегда замечает правила. В этом возрасте малыша гораздо больше интересует, как ведут себя остальные, и поэтому он забывает о себе. Ребенок бурно реагирует на промахи других детей, например, сообщает взрослому, что партнер по игре ведет себя невежливо, неправильно. И здесь нет ничего общего с ябедничеством. Малышу важно получить от старших совет, как же на самом деле следует поступать. Если взрослый осуждает некорректные действия, он подкрепляет знания ребенка о том, что так поступать нехорошо, и данная норма вежливого поведения органично усваивается им.
Ребенок чутко улавливает, что кто-то другой – ребенок или взрослый – не придерживается норм и правил вежливого поведения, которые он уже знает сам.
В возрасте от 6 до 7 лет ребенок начинает чувствовать себя уже совсем взрослым. В этом возрасте ребенок окончательно усваивает нормы и правила вежливого поведения и осознанно применяет их на практике. Он уже не так бурно реагирует на чужие ошибки, поскольку сам уже знает, что хорошо, а что плохо. Оценка окружающих приобретает для него важный смысл, он старается произвести благоприятное впечатление. Если ребенок случайно забыл в какой-то ситуации сказать «волшебные» слова, тактично напомните ему об этом.
К школе ребенок должен в полной мере обладать навыками самообслуживания, следить за чистотой и опрятностью внешнего вида, быть приучен здороваться и прощаться, благодарить, соблюдать тишину, когда кто-то занят делом.
Родители бывают в ужасе, когда слышат из уст своего ребенка нецензурные слова. Малыш может «принести» бранные слова из детского сада, случайно услышать их на улице, в магазине, поэтому застраховаться от этого невозможно. Дети рано или поздно узнают, что такие слова существуют.
Не настаивайте, чтобы ребенок сию же минуту забыл это слово, не выказывайте свой гнев, Вы получите обратный эффект – сконцентрируете на этом все его внимание. Малыш еще не в состоянии постичь смысл ругательства, а лишь смутно ощущает, что такие слова вносят в ситуацию сильный эмоциональный акцент.
Ваша реакция должна быть однозначно негативной, но не бурной. Дайте малышу понять, что услышанное Вами неприятно, доходчиво объясните ему, почему. Можно, например, прокомментировать ситуацию так: «Слово, которое ты случайно произнес, придумали грубые, невоспитанные люди. Они говорят так, когда хотят сильно обидеть другого человека. Воспитанные люди таких слов не произносят. Ведь ни мама, ни папа таких слов не говорят, правда? Порядочный человек, слыша такие слова, очень огорчается и обижается. Поэтому так говорить не надо, чтобы тебя не считали грубияном».
Если малыш еще и еще раз повторяет нецензурные слова, нужно каждый раз демонстрировать свое недовольство и огорчение. Важно, чтобы он понял: повторяя бранные слова, он поступает плохо.
Хвалите вежливого малыша, подчеркивайте, как Вы им гордитесь. Материнство очень трудоемкий процесс, который занимает много сил и времени и требует рассудительного и мудрого подхода к воспитанию ребенка.