Феномен заикания занимает умы ученых на протяжении многих десятилетий, о нем написаны тысячи книг и научных статей. Каждый год специалисты разных стран собираются на Всемирный конгресс, посвященный проблеме заикания. Международный журнал Fluency Disorders — Нарушение плавности речи — публикует массу работ по этиологии и клинической картине заикания, его психологической основе и методах реабилитации.
Но все равно заикание продолжает быть серьезной патологией речи, трудно устраняемой, травмирующей психику ребенка. Заикание это логоневроз, комплексное расстройство речевого процесса: нарушение плавности, темпа и ритма речи. Заикание отнюдь не является дефектом артикуляции — произношения, воспроизведения звуков речи. Внешнее его проявление заключается в непроизвольных остановках в момент речи, вынужденном повторении отдельных слогов или звуков, сопровождающихся судорожным напряжением речевой мускулатуры.
В основе заикания лежит органическое или функциональное нарушение центральной нервной системы, которая управляет и координирует действия речевых механизмов, обеспечивает работу дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Наступает заикание в результате испуга или психологической травмы в основном, у детей генетически предрасположенных, болезненных, с ослабленной нервной системой. Заикание называют “детской болезнью”, поскольку в большинстве случаев оно возникает в детские годы от 2 до 6 лет, в период интенсивного развития речи ребенка.
На 3-ем году жизни у малыша наблюдается бурное развитие словаря, он начинает говорить, задавать вопросы, требует от нас речевого контакта. Речь для ребенка становится не только средством общения, но и основным двигателем его интеллектуального и речевого развития. Интеллект и речь тесно взаимосвязаны: развивается речь — развивается интеллект, развивается интеллект — обогащается и совершенствуется речь ребенка. Но речевые функции в этом возрасте пока еще слабы, неустойчивы, координация дыхания, голоса и артикуляции еще не сформирована полностью. Ребенок плохо управляет громкостью голоса, не умеет контролировать свою речь. Нервная система детей также находится в стадии становления, она еще очень хрупкая, чувствительная и не всегда может справиться с тяжелыми перегрузками. И если в этот период ребенок подвергается сильному стрессу, испугу, травме или эмоциональному перенапряжению, нормальный процесс развития речи нарушается, что ведет к патологической дезорганизации речевого акта.
Главным симптомом заикания являются речевые судороги — подергивание мышц дыхательного, голосового или артикуляционного отдела речевого аппарата в момент говорения. Клонические судороги приводят к повторению слогов и звуков, тонические судорожные напряжения ведут к длительному произнесению звука. Тяжесть заикания зависит от продолжительности и частоты речевых судорог, которым зачастую сопутствуют насильственные движения мышц лица, головы, туловища или рук. Заикающиеся обычно говорят чрезмерно быстро, напряженно, заикаясь, в основном, на согласных, много реже на гласных звуках.
Клиническое заикание необходимо отличать от возрастного, которое сводится к своеобразному повторению слов, что позволяет ребенку выиграть время для подбора нужного слова, оборота речи, оформления своих мыслей. Возрастное заикание может длиться всего несколько дней, недель или месяцев. Затем, приблизительно к четырем годам жизни ребенка, бесследно исчезает, уступая место гладкой развернутой речи. Но во многих случаях заикание усиливается, принимает затяжной характер, переходя в хроническую форму, шагает с человеком всю его жизнь. Судьба заикания зависит от того, насколько своевременно ребенку была оказана профессиональная логопедическая помощь, и насколько грамотно родители следовали рекомендациям врача и логопеда.
Наиболее благоприятным для исправления заикания является, конечно же, начальный период его возникновения. Только что возникшее заикание удается преодолеть намного быстрее и успешнее. К сожалению, многие родители и врачи выбирают выжидательную тактику: подождем, может со временем пройдет. А ребенок растет, вместе с ним растет и прогрессирует его заикание, укрепляются стереотипы неправильного говорения. Со временем, малыш начинает осознавать свой дефект речи, у него возникает страх, паника при одной только мысли о необходимости говорить. Дети отказываются от общения, избегают речевых контактов, тем самым, тормозя свое речевое и интеллектуальное развитие.
Поскольку заикание не только нарушение речи, но и проблема эмоциональной сферы, реабилитация заикания состоит из комплексного медико-логопедического воздействия на личность ребенка. Медикаментозное лечение создает благоприятный фон, на котором разворачивается логопедическая терапия. Согласно американским законам лицензированный логопед проводит обследование ребенка, устанавливает речевой диагноз, назначает терапию, предписывая длительность и частоту занятий. Логопед подбирает программу лечения, соответствующую клинической картине заикания, возрасту и речевому статусу ребенка. Затем составляет план терапии, определяет цели и задачи, сроки реабилитации, необходимость использования технических средств.
Работа с родителями, с семьей ребенка также является составной частью логопедической работы, потому что очень важно создать в доме спокойную, ровную обстановку, поддерживать правильный речевой режим. Конечно же, каждый специалист идет своим путем, по-разному решает клинические задачи, использует разные методы и приемы лечения. Но логопедическая практика никогда не прибегает к шоковой терапии, гипнозу, иглоукалыванию или ароматерапии.
Логопедическая работа фокусируется на последовательное и систематическое разрушение патологических речедвигательных стереотипов, на формирование новых правильных речевых навыков и речевого поведения.
Устранение заикания требует от логопеда высокого мастерства, опыта, знания сегодняшних американских стандартов, тестов и научных подходов к решению этой непростой речевой проблемы. Сегодня мы располагаем множеством технических средств, компьютерных программ, приборов мышечной релаксации, которые помогают логопеду в работе с заикающимися. Ушли в далекое прошлое методы лечения заикания, которыми мы пользовались в России: популярные в шестидесятых годах сеансы гипноза, водная терапия восьмидесятых, тексты самовнушения, повторяемые ребенком 25 раз в день. Современная американская логопедия владеет уникальными новейшими программами и приемами реабилитации заикания, которые эффективно работают в руках профессионалов и дают прекрасные результаты.
Лариса Берман, логопед
12.07.2014