1. Попробуйте сделать сходство близнецов менее явным — одевайте и стригите детей по-разному, делайте им неодинаковые подарки, берите с собой в магазин по очереди, в определенные дни недели одного отводите в садик, а второго оставляйте дома. Так они научатся строить личные отношения с другими детьми и найдут друга за пределами своей пары. Ведь когда близнецы вместе, им никто не нужен, даже родителям они пытаются диктовать свои условия и манипулировать ими. В большей степени это удается сестрам — они тоньше чувствуют психологическую ситуацию в семье и используют ее в своих интересах, особенно, если родители не слишком ладят друг с другом. Выработайте единую тактику воспитания и действуйте согласованно во всех педагогических вопросах.
2. Развивайте у каждого члена близнецовой пары его собственные, отличительные способности (одного отдайте на лепку, плавание и французский, другого в кружок рисования, на танцы и учите испанскому языку). Учтите и такой нюанс: ваши малыши наверняка попытаются облегчить себе жизнь, разделив ученические обязанности на двоих: один осваивает чтение и письмо, другой совершенствуется в счете и изображении цифр на бумаге. Зачем уметь одно и то же, раз они всегда вместе? Занимайтесь с каждым по отдельности, давайте разные задания, чтобы подготовить к школе.
3. Близнецы в паре либо сосуществуют на равных правах либо один из них начинает доминировать, подавляя вторую половинку. Близнец-лидер — гордость родителей. У него все получается быстрее и лучше, он легко добивается, чего захочет. Но если вы будете хвалить его в ущерб другому и сравнивать с ним, это пойдет во вред обоим близнецам. Поддержите зависимого члена близнецовой пары: всегда отмечайте его способности и достижения, пусть и небольшие, давайте понять, что вы любите его так же сильно, как более успешного брата или сестру, и не перехваливайте лидера.
4. Разнополые двойняшки — особый случай. В таких парах обычно лидирует сестра, а брат, хотя и очень привязан к ней, выглядит ее бледной тенью. Он позже начинает говорить, медленнее запоминает стихи, дольше осваивает счет и буквы, хуже читает, сложнее приспосабливается к детскому коллективу и заводит друзей. Виноват мужской половой гормон тестостерон: уже на шестой неделе после зачатия будущего мальчика он тормозит развитие левого полушария головного мозга, отвечающего за речь, чтение и абстрактное мышление.
Благодаря женским половым гормонам эстрогенам мозговые полушария будущей девочки развиваются одновременно, причем быстрее и гармоничнее, чем у брата-близнеца. Задача родителей — по возможности сгладить эту разницу, чтобы сын не чувствовал себя отстающим и ущербным на фоне умницы-дочки. Уделите ему больше внимания, помогите подружиться со сверстниками. Учтите и такой факт: мальчики очень привязаны к маме и до 4 лет тяжело переживают расставание с ней, а девочки уже с 3 лет психологически готовы к детскому саду. Но ориентироваться в этом вопросе нужно на сына: пока он не созрел для посещения садика, близнецам лучше оставаться дома. Разлучать их нежелательно — от этого оба испытывают психологический дискомфорт.
Задержка в речевом развитии может сочетаться с социальной незрелостью, затрудненным общением со сверстниками и воспитателями, а в школе — и с учителями. К тому же у близнецов бывают проблемы в личностном развитии. Им очень трудно отделить себя от своего соблизнеца. Это приводит к тому, что один из них рассматривает другого как часть себя. Некоторые черты личности, развитые у одного, не развиваются в достаточной мере у другого. При этом близнецы не ощущают своих недостатков. Подчеркивая сходство таких пар, окружающие тем самым формируют у них еще большую психологическую идентичность.
Близнецы с трудом привыкают к изменению обстановки, к коллективу. Они довольствуются общением с братом (или сестрой) и не стремятся к сближению с другими детьми, а иногда — активно противятся контакту.
5. Поступите так же, как это сделали родители прославившихся на весь мир американских близняшек — сестер Олсен, снявшихся в популярных детских комедиях “Двое: я и моя тень”, “Папаша с афиши”, “Паспорт в Париж”. Разделите лист бумаги на две колонки и занесите в каждую то, что отличает одного ребенка от другого. Вы обнаружите очень интересные вещи! Супруги Олсен, например, нашли по крайней мере 9 кардинальных отличий между детьми и, основываясь на них, выработали индивидуальную программу воспитания каждой дочки.
Как ни странно, общего у близняшек оказалось не так уж много — они обе боятся пауков, любят капусту брокколи, а также ходить в кино и сниматься в нем, самым удачным фильмом со своим участием считают “Паспорт в Париж”. Зато при зеркальном сходстве девочек внутренние различия между ними действительно впечатляют.
Старшая дочка Эшли (она родилась на 2 минуты раньше своей сестры Мэри-Кейт) чуть выше ростом, ее голос звонче и выше, рисует и пишет она правой рукой, а Мэри-Кейт — левой. Одна из сестер коллекционирует плюшевых мишек и любит спать до обеда, другая вскакивает с постели чуть свет и равнодушна к мягким игрушкам — собирает свечи, этикетки и значки. Первая обожает спагетти и с удовольствием занимается английским, вторая предпочитает пиццу и книги. У девочек разные друзья, прозвища и хобби — Эшли увлечена танцами, гольфом, теннисом, а Мэри — верховой ездой и йогой.
Представляете, какой простор для дифференцированного воспитания! Родители близняшек посоветовались с психологом и учли даже незначительные мелочи. Не заставляли, например, есть на завтрак одну и ту же кашу, а готовили каждой девочке ее любимое блюдо. Укладывали спать и будили утром в разное время. Даже день рождения (не говоря уже об именинах и личных праздниках в честь спортивных и творческих достижений) отмечали в два этапа — сначала гостей собирает Эшли, а Мэри присутствует на правах приглашенной, потом наоборот. В результате и та, и другая попеременно находились в центре всеобщего внимания, у друзей и родственников не было возможности выбрать из них любимицу и отдать ей явное предпочтение, да и повод для ревности и соперничества между близняшками исчез сам собой.
Такая тактика дала блестящие плоды. Эшли, у которой были все задатки лидера в этой паре, научилась считаться с сестрой, а не подавлять ее: “Когда мне плохо, Мэри всегда рядом, она мой лучший друг”. А вторая сестричка, усвоившая урок самостоятельности и самодостаточности, в 6 лет огорошила родителей заявлением: “Хотя мы с Эшли очень близки, по характеру
мы разные люди”.
16.09.2014