09.09.2014

Право первой ночи

Мы привыкли думать, что каждый мужчина мечтает взять в жены “чистую и невинную девушку”. Но статистика говорит о другом: больше 30% современных мужчин сторонятся девственниц, а у каждого пятого при дефлорации возникают серьезные проблемы.

Се­нь­ор, по­мо­ги­те!


Зарисовка ритуальной дефлорации из путевой книги Джона Мандевила. 1484 год.
В 1507 го­ду го­род­ской со­вет фран­цуз­ско­го го­род­ка Амь­ен при­нял но­вый за­кон: “Муж не име­ет пра­ва де­лить ло­же с же­ной в пер­вую брач­ную ночь без раз­ре­ше­ния сво­е­го се­нь­о­ра, преж­де чем сам се­нь­ор не со­бла­го­во­лит раз­де­лить ло­же с же­ной сво­е­го вас­са­ла”. Ес­ли бы та­кое рас­по­ря­же­ние вы­шло се­го­дня или да­же лет 100-200 на­зад, раз­гне­ван­ные пра­во­за­щит­ни­ки и но­во­ис­пе­чен­ные му­жья на­вер­ня­ка ус­т­ро­и­ли бы марш про­те­с­та. Но в на­ча­ле XVI ве­ка вы­ше­из­ло­жен­ный юри­ди­че­с­кий акт про­стые го­ро­жа­не встре­ти­ли бу­рей ра­до­с­ти! Боль­ше то­го — муж-вас­сал то­же ста­рал­ся ма­те­ри­аль­но от­бла­го­да­рить сво­е­го се­нь­о­ра за “пер­во­про­ход­ст­во”. Чем объ­яс­нить этот фе­но­мен? Аль­бер­то Го­мес, ис­сле­до­ва­тель Сред­не­ве­ко­вья, ут­верж­да­ет: все де­ло в су­е­ве­ри­ях, бы­то­вав­ших в то вре­мя сре­ди про­сто­на­ро­дья. В древ­но­с­ти, ког­да в Ев­ро­пе про­цве­та­ли ша­ман­ские куль­ты, де­ф­ло­ра­ци­ей за­ни­ма­лись ис­клю­чи­тель­но “спе­ци­а­ли­с­ты”. Счи­та­лось, что толь­ко кол­дун спо­со­бен ли­шить де­вуш­ку не­вин­но­с­ти без “по­боч­ных эф­фек­тов” вро­де гне­ва ду­хов и бо­гов. На­при­мер, у древ­них скан­ди­нав­ских пле­мен су­ще­ст­во­вал та­кой обы­чай. С на­ступ­ле­ни­ем тем­но­ты пе­ред пер­вой брач­ной но­чью волхв уво­дил дев­ст­вен­ни­цу в лес, раз­жи­гал ко­с­тер и при­но­сил бо­ги­не Фрие жерт­ву — ло­ся или ка­ба­на. И толь­ко по­сле это­го со­вер­шал с де­вуш­кой ри­ту­аль­ное со­итие. Ес­ли по­ло­вой акт не со­про­вож­дал­ся раз­ры­вом дев­ст­вен­ной пле­вы и кро­во­те­че­ни­ем, жерт­ва при­зна­ва­лась не при­ня­той. Прав­да, до­пу­с­ка­лась вто­рая по­пыт­ка. Ну, а ес­ли и вто­рой “под­ход” за­кан­чи­вал­ся не­уда­чей, де­вуш­ку объ­яв­ля­ли от­верг­ну­той бо­га­ми и тем са­мым об­ре­ка­ли на веч­ное оди­но­че­ст­во. Брак в та­ких слу­ча­ях рас­тор­гал­ся, и не­со­сто­яв­ше­му­ся му­жу по­ды­с­ки­ва­ли но­вую су­пру­гу.

В сред­ние ве­ка роль вол­х­ва унас­ле­до­вал фе­о­дал, при­чем де­ф­ло­ра­ция кре­по­ст­ных де­ву­шек бы­ла не толь­ко его пра­вом, но и свя­щен­ной обя­зан­но­с­тью. Фран­цуз­ский эт­но­граф Пьер Гор­дон пи­шет, что вла­де­тель­ным гра­фам и гер­цо­гам в год при­хо­ди­лось де­ф­ло­ри­ро­вать до сот­ни дев­ст­вен­ниц. Ну, а ес­ли се­нь­ор по воз­ра­с­ту уже не мог со­вер­шать та­кие по­дви­ги, его функ­ции брал на се­бя кто-ни­будь из сы­но­вей или слуг. Пра­во пер­вой брач­ной но­чи рас­про­ст­ра­ня­лось и на мо­на­хов. На­при­мер, ка­но­ни­ки Ли­он­ско­го со­бо­ра при­гла­ша­лись в ка­че­ст­ве де­ф­ло­ра­то­ров сво­и­ми кре­по­ст­ны­ми под­дан­ны­ми. Ис­то­рии из­ве­с­тен слу­чай, ког­да мо­на­хи од­но­го мо­на­с­ты­ря в Пье­мон­те об­ра­ти­лись к ме­ст­но­му епи­с­ко­пу с прось­бой из­ба­вить их от по­доб­ной про­це­ду­ры. Ие­рарх по­шел им на­вст­ре­чу и за­ме­нил пра­во пер­вой но­чи уп­ла­той де­неж­ной ком­пен­са­ци­ей.

Дефлорация “по дружбе”

В па­пу­ас­ском пле­ме­ни арун­то фе­о­да­лов и мо­на­хов не бы­ло и в по­ми­не. Вся тя­жесть де­ф­ло­ра­ции ло­жи­лась на пле­чи муж­ни­ных дру­зей. Не­за­дол­го до свадь­бы же­них про­сил дво­их-тро­их при­яте­лей по­хи­тить не­ве­с­ту и со­рвать крас­ный цве­ток ее не­вин­но­с­ти. Те вы­пол­ня­ли по­же­ла­ние то­ва­ри­ща: уво­ди­ли де­вуш­ку в лес­ную ча­щу, де­ф­ло­ри­ро­ва­ли при по­мо­щи ка­мен­но­го но­жа, за­тем со­вер­ша­ли ри­ту­аль­ное со­во­куп­ле­ние и воз­вра­ща­ли не­ве­с­ту ро­ди­те­лям. С это­го мо­мен­та все муж­чи­ны пле­ме­ни мог­ли прий­ти в ее дом и “оп­ро­бо­вать” но­во­ис­пе­чен­ную жен­щи­ну. Как толь­ко по­ток же­ла­ю­щих ис­чер­пы­вал­ся, но­во­брач­ные иг­ра­ли свадь­бу. По­доб­ный аль­т­ру­изм про­цве­тал и в дру­гих рай­о­нах зем­но­го ша­ра. Фран­цуз­ский ис­сле­до­ва­тель Жак Мар­си­ро так опи­сы­ва­ет брач­ный обы­чай Мар­киз­ских ос­т­ро­вов: “Мо­ло­дая су­пру­га ло­жит­ся, кла­дет го­ло­ву на ко­ле­ни му­жа. Тот по­да­ет гос­тям спе­ци­аль­ный знак. Все муж­чи­ны, при­гла­шен­ные на свадь­бу, вы­ст­ра­и­ва­ют­ся в це­поч­ку, на­пе­вая и при­тан­цо­вы­вая, и по оче­ре­ди, в по­ряд­ке стар­шин­ст­ва, со­вер­ша­ют с но­во­брач­ной по­ло­вой акт”. По­хо­жий об­ряд су­ще­ст­во­вал и у ав­ст­ра­лий­ских або­ри­ге­нов, и у жи­ву­ще­го в Па­пуа пле­ме­ни да­ни, и в Цен­т­раль­ной Аф­ри­ке. А вот у не­ко­то­рых на­ро­дов Си­би­ри и край­не­го Се­ве­ра при­ня­то бы­ло при­гла­шать на де­ф­ло­ра­цию “чу­жа­ка” — пред­ста­ви­те­ля дру­гой на­род­но­с­ти. При­чем, та­кая гос­те­при­им­ность име­ла чи­с­то эго­ис­ти­че­с­кие при­чи­ны: счи­та­лось, что вме­с­те с кро­вью дев­ст­вен­ни­цы на муж­чи­ну из­ли­ва­ет­ся гнев пред­ков. А ес­ли об­ряд про­во­дит ино­зе­мец, то он и при­ни­ма­ет огонь на се­бя!

Жен­щи­ны-де­ф­ло­ра­то­ры

У мно­гих на­ро­дов де­ф­ло­ра­цию со­вер­ша­ли жен­щи­ны — как пра­ви­ло, ста­рей­шие пред­ста­ви­тель­ни­цы ро­да, це­ли­тель­ни­цы и кол­ду­ньи. В ход у них шли са­мые раз­ные под­руч­ные сред­ст­ва. На­при­мер, зна­хар­ки из цен­т­раль­но-аф­ри­кан­ско­го пле­ме­ни мбо­ту ли­ша­ли “жерт­ву” не­вин­но­с­ти ос­т­рой иг­лой, сде­лан­ной из ко­с­ти ка­ко­го-ни­будь жи­вот­но­го. Ин­те­рес­но, что на Фи­лип­пи­нах ро­ди­те­ли при­гла­ша­ли “де­ф­ло­ра­торш”, ког­да доч­ке не ис­пол­ня­лось еще и 10 лет. А у аф­ри­кан­ско­го пле­ме­ни ма­са­и де­воч­ки не­ред­ко про­ща­лись с не­вин­но­с­тью уже в 4-5 лет. Ино­гда в ка­че­ст­ве де­ф­ло­ра­то­ров вы­сту­па­ли ро­ди­те­ли дев­ст­вен­ни­цы. Пол­то­ры сот­ни лет на­зад в Пе­ру су­ще­ст­во­вал обы­чай, ког­да мать пуб­лич­но ли­ша­ла дев­ст­вен­но­с­ти свою дочь. А у ма­лай­ско­го пле­ме­ни за­ка­ев и бат­тов, жи­ву­ще­го на ос­т­ро­ве Су­ма­т­ра, пра­во пер­вой брач­ной но­чи при­над­ле­жа­ло от­цу.
На­до ска­зать, что не все­гда и не вез­де де­вуш­ка нуж­да­лась в де­ф­ло­ра­ции. Поль­ский сек­со­лог С. Ки­нес­са пи­шет, что в не­ко­то­рых со­ци­аль­ных и ре­ли­ги­оз­ных сло­ях Ин­дии, Бра­зи­лии и Чи­ли во­об­ще не су­ще­ст­во­ва­ло по­ня­тия “дев­ст­вен­ность”. Ма­те­ри так тща­тель­но под­мы­ва­ли сво­их до­че­рей, что дев­ст­вен­ная пле­ва унич­то­жа­лась в ран­нем воз­ра­с­те. А ес­ли де­вуш­ка со­хра­ня­ла дев­ст­вен­ность до за­му­же­ст­ва и де­ф­ло­ра­цию вы­нуж­ден был со­вер­шать муж­чи­на, счи­та­лось, что не­ве­с­ту пло­хо вос­пи­та­ли: она, мол, не со­блю­да­ла пра­вил лич­ной ги­ги­е­ны и рос­ла за­ма­раш­кой.
Pages: 1 2

Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*