Ваш малыш заговорил, и неожиданно возникли проблемы. Не оценивая ситуацию критически, в силу возраста, он часто ставит вас в неловкое положение: произнося ругательство, которое папа буркнул в сердцах, или посвящая окружающих в подробности вашей семейной жизни… Как научить ребенка чувствовать, что некоторая информация не предназначена для чужих ушей?
Часто, когда ребенку объясняют, что нельзя ругаться, в ответ он может возразить, что “папа (мама) всегда так говорят”. И с этим трудно спорить. Дети не видят никаких препятствий для того, чтобы воспроизвести то, что ранее слышали от родителей в похожей ситуации. Повторяя ранее услышанное, они не желают кого-либо обидеть, а просто копируют поведение взрослого. Малышам трудно понять, что некоторые фразы взрослые произносят в расчете на то, что они не будут услышаны.
По секрету всему свету
Имейте в виду, у ребенка всегда “ушки на макушке”, ничего не ускользает от его внимания! Ребенок уверен, все, что происходит в кругу семьи, имеет к нему прямое отношение, идет ли речь о финансовом положении или ссоре мамы с бабушкой. Поэтому, внимательно следите за тем, что говорится в кругу семьи. Не тешьте себя иллюзиями, что ваши разговоры непонятны и неинтересны малышу. Критикуя в присутствии ребенка свекровь, вы можете задеть его чувства, ведь для него она — любимая бабушка. Жалуясь на мужа лучшей подруге, вы лишаете ребенка уверенности, ведь для него папа “самый-самый”. Дети необыкновенно восприимчивы к нашему эмоциональному состоянию и слышат все, даже будучи увлеченными игрой. Поэтому, не удивляйтесь, когда ваш ребенок с детской непосредственностью пересказывает окружающим истории из вашей личной и семейной жизни. Ребенок не ставит своей целью досадить вам, пересказывая не слишком понятные разговоры другим взрослым, он ожидает реакции на свой рассказ. Таким образом, малыш бессознательно пытается понять, что происходит и как к этому относиться. Иногда, подобная “болтливость” может быть объяснена попыткой привлечь к себе внимание, особенно, если в семье происходят тревожащие малыша события (переезд, рождение братика или сестрички, болезнь мамы и др.). Если ребенок начинает “пересказ” в вашем присутствии, то таким образом он пытается обратить ваше внимание на интересующие его вопросы. Возможно, он чувствует себя недостаточно участвующим в жизни семьи и нуждается в том, чтобы вы пояснили ему значение тех или иных событий.
Слово — не воробей
У ребенка вылетело неосторожное слово? Не ругайте его, ведь он повторяет услышанное от кого-либо из взрослых членов семьи. Извинитесь за него, а затем, спокойно обсудите случившееся, желательно, оставшись наедине. Объясните, что иногда, сказав лишнее, сами того не желая, мы можем огорчить близких нам людей. Если ребенок рассказывает окружающим о вашей личной жизни, объясните ему, что это касается только членов вашей семьи. Делайте это спокойно и тактично. Попросите малыша советоваться с вами, если он хочет поделиться какими-то семейными событиями с друзьями или их родителями. В любой ситуации старайтесь сохранять спокойствие, не обвиняйте ребенка в предательстве, а попытайтесь выяснить, почему ему было важно рассказать о том или ином событии. Причины могут быть самыми разнообразными (привлечь внимание воспитательницы, вызвать жалость у взрослых или удивить приятелей). Бурно реагируя на “болтливость” ребенка, вы даете ему понять, что его слова и поступки имеют для вас значение, и он может повторять их с единственной целью — спровоцировать вас. Даже если высказывания ребенка вас всего лишь позабавили, не показывайте этого. Рассмеявшись, вы покажите ему, что он вас порадовал, и он будет повторять свое высказывание в самых различных ситуациях.
Уважать друг друга
Взрослые часто обсуждают детей в их присутствии, не задумываясь над тем, что таким образом ранят ребенка, лишают его уверенности в собственных силах и вашей поддержке. Представьте себя на месте ребенка, когда вы рассказываете соседке, что он чего-либо не умеет или не знает (например, не одевается или не ест самостоятельно и т.д.). Если вы хотите что-то рассказать в присутствии ребенка, обязательно спросите его, не будет ли он против, если вы огласите некоторые подробности его личной жизни. Старайтесь не ранить самолюбие малыша своими неосторожными замечаниями. Для ребенка любого возраста важно, чтобы его достижениями гордились, а ваша критика может надолго лишить его инициативы. Кроме того, если ваш ребенок пошел в сад или школу, то у него постепенно сформируется свой круг общения, свой мир. Именно в это время важно показать ему, что существуют границы между домашним и внешним мирами. Промолчать из вежливости 3-4-х летнему малышу трудно. Со временем он научится понимать, что можно говорить в присутствии посторонних, а что нет. Ведь и взрослые не всегда проявляют деликатность и выдают посторонним секреты детей. Сложно научить ребенка уважать близких, если вы не уважаете его личную жизнь.
Первые секреты
Ребенку еще трудно понять, для чего нужно хранить секреты, ведь, если он обладает каким-нибудь важным знанием, ему нужно обязательно им поделиться со всеми. Необходимость сохранять информацию в тайне, вызывает сильное душевное волнение и непреодолимое желание высказаться. Ведь и нам, взрослым, знакомо тягостное ощущение, когда нас так и распирает изнутри от захватывающей новости. Учите его хранить секреты. “Ты уже достаточно большой, и я доверяю тебе, ведь твой папа очень любит сюрпризы, поэтому важно хранить секрет”. Таким образом, вы дадите ребенку почувствовать свою значимость, и он будет очень горд, что вы доверили ему тайну. Но обязательно объясните детям, что существуют вещи, о которых совершенно необходимо говорить родителям: опасные игры на улице, сексуальное или физическое насилие.
Искусство пересказа
Умение пересказывать — это сложное умение, очень нужное в жизни, но которым не в одинаковой степени владеют даже взрослые люди. Этому надо учить с раннего возраста. Пересказ прочитанного текста представляет широкое поле для активной работы мышления — ведь ребенку при этом надо сравнивать, делать выводы (лиса — самая хитрая); соблюдать логичность в изложении (старуха поскребла, помела, замесила, изжарила; колобок покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по столу к двери и т. д.), осознать связь между событиями. Такие занятия благотворно влияют на речь детей: у них развивается умение слушать и понимать литературный текст; говорить связно, последовательно; формируется грамматическая правильность речи, так как дети подражают совершенным образцам; обогащается их словарный запас. Одновременно воспитатель формирует звуковую культуру речи у ребенка. Эти занятия подготавливают детей к школе, способствуют формированию интереса к литературе, чтению, желания поделиться знаниями.
Очевидно значение этих занятий и для нравственного воспитания. Когда мы вместе с ребенком анализируем поведение литературных героев, у него формируется правильное отношение к различным душевным и нравственным качествам: радушие, смелость и смекалка, умение дружить, защищать слабых, или хитрость, жестокость, трусость, а в результате — ребенок учится правильно оценивать собственное поведение. А иногда и выбирает кого-то для подражания. Если вы стараетесь выбрать высокохудожественные произведения, вы развиваете у малыша эстетическое восприятие и чувства. В связи с этим помните о большом значении выразительного чтения взрослым, который должен сохранить и передать в своем исполнении всю прелесть каждого произведения.
Галина Костина